ГлавнаяЗдоровьеЗдоровье женщины Повивальная бабка в народной белорусской культуре

Повивальная бабка в народной белорусской культуре

	Повивальная бабка в народной белорусской культуре

 

У каждого народа испокон веков имелись свои традиции и обряды. Одним из наиболее важных было таинство деторождения. В народе имелись люди, обладающие необходимыми навыками и опытом. Опытных женщин, которые помогали другим во время родов, называли повивальными бабками.

Нормы народной культуры белорусов сформировали ряд требований, которым должна была соответствовать повивальная бабка. Как правило, это была женщина пожилого возраста, чаще всего вдова или замужняя, которая уже не способна родить.

Не могла быть повивальной бездетная женщина и та, которая никогда не была замужем. Существовало поверье, что в этом случае роды будут тяжелыми, а рожденный ребенок долго не проживет. Предпочтение отдавалось тем бабушкам, которые прожили счастливую жизнь и пользовались уважением среди односельчан. Если же повивальная бабка, приглашенная принимать роды, когда-то изменила мужу, то считали, что ребенок будет больным и проживет недолго. Ни в коем случае не приглашали принимать роды тех женщин, у которых был злой и сварливый характер, которые имели черные глаза и "тяжелую" руку и хоть когда-нибудь обмывали покойника.

Повивальная бабка должна была обладать рядом самых необходимых акушерских приемов. Широко использовались всевозможные магически-ритуальные действия: в доме открывали все замки, сундуки, на роженице расстегивали все пуговицы, всех родных просили развязать пояса или расплести косы. Чтобы предостеречь роженицу от сглаза, рядом с ней клали нож или обвязывали ее красной нитью.

Во время родов повивальная бабка бесконечно молилась, так как в народе верили, что именно в это время к роженице прилетает Архангел Михаил и все апостолы (считается, что величайшими покровительницами рожениц являются Богородица, святые Анна, Варвара и Екатерина-великомученицы. Предполагали, что родам способствовали св. Власий, Иоанн Богослов и бабушка Саламанида, которая, в соответствии с апокрифическими представлениями, принимала Иисуса Христа). При этом повивальная бабка держала в руках сретенскую или четверговую (купленную в Чистый четверг) свечу. В исключительных (тяжелых) случаях зажигали венчальные свечи.

Оксана Котович, Янка Крук.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить