ГлавнаяПсихологияПознайте себяИстория и современность школьной формы

История и современность школьной формы

Итак, вокруг введения формы для школьников опять разгораются нешуточные дебаты. И это не первый раз за время обретения независимости после распада Советского Союза. Некоторые считают, что введение такой формы необходимо с целью уравнивания внешнего вида учеников с различным социальным положением. Другие имеют мнение, что введение единой одежды нивелирует личность и мешает ее гармоничному развитию. А третьи настаивают, что единую одежду для школы изобрели советские чиновники.

Чтобы разобраться в этих мнениях, полезно вспомнить историю создания и введения форменной одежды для учащихся в России. История эта достаточно богата событиями, а началась она в 1834 году, когда был принят специальный закон, согласно которому вводились гражданские мундиры для государственных служащих. В этот перечень вошли также мундиры для гимназистов и студентов.

Введение форменной одежды для учащихся учебных заведений было связано с тем, что все они были государственными, а государственные служащие обязаны были на службе носить форменную одежду в соответствии с чином и званием. Педагоги в гимназиях и высших учебных заведениях уже носили форменные сюртуки, пришла и очередь учащихся.

Наличие форменного костюма отличало гимназиста или студента от других детей и юношей, которые не учились по разным причинам. Гимназическая форма служила сословным признаком, так как ее ношение вменялось повсеместно, даже на улице, а тем более во время праздников и различных торжеств.

Форменную одежду носили дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников, она являлась предметом гордости. К тому же форменная одежда кроилась по военным фасонам и включала в себя гимнастерки, шинели и фуражки с разными шевронами и кантами, пуговицами и эмблемами.

Среди гимназистов особым шиком считались помятые фуражки с поломанным козырьком. Зимой к фуражке полагались наушники, а также шерстяной капюшон. Гимнастерка шилась из сукна синего цвета, имела пуговицы серебристого цвета и подпоясывалась лакированным ремнем с пряжкой. Завершали форменную одежду черные брюки без канта. Имелся также парадный однобортный мундир с серебряными галунами.

Вплоть до революции фасон формы менялся в соответствии с веяниями моды несколько раз. Но полувоенный стиль ее сохранился. Считалось, что наличие формы готовит юношей к последующей военной службе либо к государственной службе, где также полагалась форменная одежда.

В советское время была введена школьная форма, которая во многом напоминала одежду гимназистов-мальчиков. Развивалось также женское образование - потребовалась специальная одежда для девочек. Ее разработали почти через полвека после юношеской одежды, и она по своему виду напоминала последующие виды школьной одежды, которую носили в советское время.

Одежда для гимназисток включала в себя скромное платье разных цветов в зависимости от возраста, черный фартук и небольшой белый воротничок. Для парадного выхода полагался белый фартук и кружевной воротник. Однако единообразие отсутствовало. Каждое учебное заведение по-своему интерпретировало фасон и цветовую гамму платьев для девушек. Например, воспитанницы знаменитого Смольного института носили платья разных цветов в зависимости от возраста: 6 - 9 лет - кофейные, 9 - 12 лет - голубые, 12 - 15 лет - серые, а старшие - белые.

Вскоре после революции 1917 года была объявлена борьба с пережитками буржуазного строя и школьная форма была отменена. Во многом такое решение было связано с нехваткой средств у родителей для покупки школьной формы своим детям. В течение долгих лет школьники ходили в школу в обычной одежде.

Однако по окончании второй мировой войны, в 1949 году, в СССР снова вводится обязательная одежда для школьников. И эта одежда мало чем отличалась от одежды гимназистов и гимназисток царской России. У мальчиков опять появились гимнастерки со стоячим воротником, как у солдат, а у девочек были введены коричневые платья с черными фартуками. В парадных случаях надевался белый фартук, а также манжеты и кружевной воротник.

Пионеры носили красный галстук, а октябрята и комсомольцы - соответствующий значок на левой стороне формы. К гимнастерке полагался ремень с пряжкой и фуражка. Однако до шинелей дело не дошло. Через некоторое время для мальчиков гимнастерки заменили пиджаками, которые, однако, не потеряли милитаризованного вида. Сходство с армией придавала стрижка под машинку, которая была обязательна для всех мальчиков.

В начале восьмидесятых годов была введена новая форма для старшеклассников. Юноши получили брючный костюм, а девушки костюм-тройку синего цвета, в который входила юбка со складками, пиджак и жилетка. Ношение пионерских галстуков и значков не отменялось.

С распадом Союза ношение форменной одежды было отменено - ребята в школу стали ходить в повседневной одежде. Конечно, школьная форма никогда не вызывала особого энтузиазма у учащихся, но и ее отмена привела к довольно негативным явлениям. Многие стали надевать в школу одежду, совершенно не подходящую для учебных заведений.

Помимо парада родительских кошельков происходила и подмена скромной повседневной школьной одежды откровенными нарядами, неуместными в школе или колледже. Вопрос введения форменной одежды для учащихся опять витает в воздухе. Опять возникают дискуссии и дебаты относительно правомерности и необходимости этого шага.

С одной стороны, форменная одежда нивелирует имущественные различия между учащимися, дисциплинирует их и позволяет сосредоточиться на вопросах учебы. С другой стороны, любая форма - это способ обезличить учащихся и сделать из них одинаковую массу.

Думается, что истина находится где-то посередине. Нельзя вводить единую для всей страны форму, что может привести к непониманию и неприятию со стороны учащихся и их родителей. Более целесообразно разработать несколько моделей ученической формы, которые могут выбираться отдельными учебными заведениями в качестве фирменного стиля. Решение данного вопроса не за горами, остается надеяться, что оно будет найдено правильным.



Женские новости

Реклама

Похожие статьи